Педагогический проект "Творчество во все времена года"

 

 

МКДОУ Детский сад комбинированного вида «Лукоморье»

 

 

Педагогический проект

 «Творчество во все времена года»

 

 

 

Разработала: воспитатель

 старшей группы «Звёздочка»

Матонцева Валентина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2018

 

Пояснительная записка

Вид проекта: творческий, познавательно – исследовательский

 Участники: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации:  сентябрь - май.

Участники проекта: воспитанники средней группы 5-6 лет

Введение.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. за №1155.

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Хочу акцентировать свое внимание, что по новым стандартам дошкольного образования в область «Художественно-эстетического развития» наряду с изобразительным входят и музыка, и литературное искусство. Этому нужно отдать «должное», поскольку разделение этих видов затрудняло процессу интеграции. А для нас воспитателей было важно научить ребенка общаться с произведениями искусств в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. А формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании

Постановка проблемы

Программа детского сада наполнена отдельными занятиями по ИЗО, музыке, лепке и др., но, чтобы дети могли просто получать удовольствие и право выбора от того или другого вида творчества, просто по желанию – это зависит только от нас, воспитателей.

Первое, что необходимо для развития мотивации – это среда, пространство, которое располагает к занятиям творческой деятельностью. Это оборудование, инвентарь, музыкальное сопровождение, возможность транслировать видео, костюмы, разнообразная канцелярия, наборы для творчества. Это наличие в детском саду конкурсов и фестивалей, выставок и ярмарок, которые поддерживают и развивают желание детей заниматься творчеством.

Второе – это наше желание и наши компетенции в том, чтобы «зажечь» искорки любопытства в глазах детей, это наша способность направить ребенка, поддержать, оценить его, вдохновить на продолжение.

Третье – это вовлеченность родителей, которые должны тоже вдохновлять и обеспечивать творческую среду в домашних условиях для развития творческих способностей детей, а главное, мотивации к занятиям разнообразной творческой деятельностью.

Актуальность проекта.

Мотивация к творческой деятельности – это первый шаг к осознанию ребенка себя творцом. Это желание творить – петь, изображать, импровизировать, танцевать, получая огромное удовольствие и эмоциональное переживание от процесса и результатов.

Данный проект направлен на развитие мотивации детей среднего дошкольного возраста к таким видам творчества как театрализация, музыка, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, танцевальное творчество, на развитие интереса к искусству и осознанию, что это важно, ценно и прекрасно.

Актуальность данного проекта состоит в том, что данный проект способствует эстетизации образовательного процесса, прививает детям любовь к искусству, что несомненно влияет на формирование культуры ребенка и осознанию своих творческих склонностей и желания заниматься определенным видом творчества в будущем.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: развитие мотивации у детей среднего школьного возраста к разнообразной творческой деятельности в условиях детского сада.

Задачи проекта:

·        Создать предметно-образовательное пространство в группе, направленное на творческое развитие воспитанников;

·        Исследовать научные и опытные материалы по данной теме;

·        Разработать комплекс творческих игр, упражнений и занятий, направленных на творческое развитие воспитанников;

·        Развивать в процессе творческой деятельности у детей образное, ассоциативное и дивергентное мышление, фантазию и воображение;

·        Создать комфортные условия для снятия «зажима» у детей в процессе творческой деятельности;

·        Создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей и их творческой самореализации;

·        Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность;

·        Способствовать развитию конструктивного взаимодействия детей в группе, сплочению детского коллектива;

·        Воспитать любовь к творчеству и искусству у детей, как будущих слушателей, зрителей;

Ожидаемый результат проекта:

В результате реализации проекта у детей появится интерес к разнообразной творческой деятельности, они смогут попробовать себя в разных видах творческой деятельности. В процессе творческой деятельности у детей проявятся склонности или интересы к определенному виду творческой деятельности. Результаты данного проекта помогут не только воспитать любовь к творчеству и искусству, но и помогут родителям построить дальнейший путь творческого развития детей в системе дополнительного образования или школе.

Диагностирование результативности реализации проекта.

Диагностирование результативности происходит при помощи метода включенного педагогического наблюдения, и содержательного опроса в игровой форме.

Форма подведения итогов реализации проекта:

Подведение итогов реализации происходит в нескольких формах:

1.     Текущие выставки в течение года;

2.     Собеседования с родителями;

3.     Отчетное открытое мероприятие для родителей;

Механизм реализации проекта

Реализация проекта происходит в 3 этапа:

1 Этап – Подготовительный. На данном этапе происходит активное развитие мотивации к данному проекту с применением видеоматериалов, наглядных материалов, бесед о творчестве и искусстве. Так же на данном этапе происходит вовлечение родителей в данный проект, для того, чтобы тля творческого развития детей было создано полноценное пространство и всестороннее внимание и одобрение. Так же на данном этапе формируется материально-техническое оснащение – приобретаются наборы для творчества, изготавливаются родителями сценические атрибуты, подбирается музыкальный материал, а также видеоматериал для визуального сопровождения проекта.

2 этап – основной.  Этап реализации творческой деятельности.

Название занятия, мероприятия

Содержание

Материально-техническое оснащение

 

Тема «Леди Осень, ты прекрасна!»

1

Мероприятие «Краски осени», выставка «Краски осени»

Показ видеоматериала про осень, знакомство с поделочным природным материалом.

Знакомство с картинами великих художников, которые рисовали данное время года,

Проведение практического занятия по ИЗО «Рисуем осень»

Мультимедийное оборудование,

Видеоматериал, репродукции картин,

Инструкционно-технологические карты по рисованию осенней атрибутики (кленовый лист, ветка рябины, осеннее дерево, овощи на столе, фруктовая корзина и др.)

 

2

Мероприятие «Осенние поделки».

Проведение вставки.

Показ видеоматериала по ДПИ,

Знакомство с природным материалом, правила работы с ним.

Игра «Придумай поделку сам»

Практическое занятие по ДПИ

Мультимедийное оборудование,

Видеоматериал, наглядные материалы,

Инструкционно-технологические карты по изготовлению животных, птиц, овощей, фруктов, цветов и т.д.

Природные материалы (шишки, орехи, глина, листья,

семечки, и т.д)

Пластилин,

Бусины, цветная бумага, картон

3

Мероприятие «Осенняя сказка»

Показ видеоматериала, мультфильма, знакомство с осенними персонажами (Хозяйка Осень, Леший, зайка, лисичка, девочка Маша, мальчик Петя, пес Шарик, кошечка Муся, медведь, волк,  тетушка Непогодушка, лесной врач – Совунья). Совместное сочинение сказки, импровизированный показ сценок, диалогов с использованием сценической атрибутики

Мультимедийное оборудование, наглядный материал,

Конверты с названиями персонажей

Сценические атрибуты

4

Мероприятие «Осенние песни и пляски»

Разучивание песен про осень, постановка простейших танцев с осенней атрибутикой (танец осенних листочков, осенний хоровод)

Музыкальный материал, магнитофон, сценические атрибуты

5

Мероприятие «Осенний марафон»

Совместное мероприятие с родителями. Проведение мастер-класса по теме «Осенний топиарий» (изготовление детьми и родителями топиария)

Конкурс загадок про осень «Дети против родителей»,

Веселые старты с родителями.

Наглядный материал по теме, наборы для ручного труда «Топиарий», шишки, декоративные овощи и фрукты, зубочистки, бусины, горшки, спортивный инвентарь

 

 

Тема «Зимушка – Зима, как ты хороша!!!»

1

Мероприятие «В гости к нам пришла Зима», выставка «В гости к нам пришла Зима»

Показ видеоматериала про зиму. Знакомство с картинами великих художников, которые рисовали данное время года,

Проведение практического занятия по ИЗО «Рисуем зиму»

Мультимедийное оборудование,

Видеоматериал, репродукции картин,

Инструкционно-технологические карты по рисованию зимней атрибутики (снежинки, ветка рябины, зимние дерево и др.)

 

2

Мероприятие «Новогодняя игрушка»

Проведение выставки «Новогодняя игрушка»

Показ видеоматериала по ДПИ,

Знакомство с прикладными материалом, правила работы с ним.

Практическое занятие по ДПИ

Мультимедийное оборудование,

Видеоматериал, наглядные материалы,

Инструкционно-технологические карты по изготовлению ёлочки, снеговика, птиц, снежинок и т.д.  Пластилин,

бусины, цветная бумага, картон, пенопласт, ватные диски.

3

Мероприятие «Зимняя сказка»

Показ видеоматериала, мультфильма, знакомство с зимними персонажами (Зима, Мороз Иванович, зайка, лисичка, девочка Маша, мальчик  Петя, пес Шарик, кошечка Муся, медведь, волк,  тетушка Метель, ). Совместное сочинение сказки, импровизированный показ сценок, диалогов с использованием сценической атрибутики.

 

Мультимедийное оборудование, наглядный материал,

Конверты с названиями персонажей

Сценические атрибуты

4

Мероприятие « Ах ты Зимушка, Зима»

Разучивание песен про зиму, постановка простейших танцев с зимней атрибутикой (танец снежинок)

Музыкальный материал, магнитофон, сценические атрибуты.

 

 

                         Тема «Весна-красна»

1

Мероприятие «В гостях у Весны», выставка «В гостях у Весны»

Показ видеоматериала про весну. Знакомство с картинами великих художников, которые рисовали данное время года,

Проведение практического занятия по ИЗО «Рисуем весну»

Мультимедийное оборудование,

Видеоматериал, репродукции картин,

Инструкционно-технологические карты по рисованию весенней  атрибутики (подснежник, птицы и т.д)

 

2

Мероприятие

Создание мультфильма «Весенняя пора»

 Показ видеоматериала, мультфильма, знакомство с весенними персонажами (Весна, зайка, лисичка, медведь, волк, Лесовик). Совместное сочинение сценария для сказки,   изготовление героев сказки, использованием сценической атрибутики.

 

Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, штатив, наглядный материал,

Бумага, карандаши, краски

Сценические атрибуты

3

Мероприятие «Весна-красна»

Разучивание песенки «Весенняя капель»
 Игра «Собери капельки»
Разучивание   стихов на весеннюю тему

Музыкальный материал, магнитофон, сценические атрибуты

4

Мероприятие

«Весенняя мастерская»

Совместное мероприятие с родителями. Проведение мастер-класса по теме: «Весенние цветы»

Чтение стихов на весеннюю тематику
Веселые старты с родителями

Наглядный материал по теме, гофрированная бумага (несколько цветов), нитки, бусины спортивный инвентарь.

 

3 этап – Оценивание результатов реализации проекта. На данном этапе проводятся беседы с детьми, проводится рефлексия их деятельности, выявляются самые интересные для детей формы и содержания творческой деятельности, методом наблюдения и опроса оценивается уровень мотивации детей к творческой деятельности. Так же на данном этапе проводится собеседование с родителями, на которых предъявляются результаты работы детей, выявленные склонности. На данном этапе воспитатель дает рекомендации каким образом и в каких учреждения возможно далее продолжить творческое развитие ребенка.

 Методическое обеспечение проекта:

При реализации проекта использовались следующие принципы обучения:

·        Принципы эвристического обучения.

·        Принцип развивающего обучения. 

·        Принцип воспитывающего обучения. 

·        Принцип доступности. 

·        Принцип систематичности и последовательности.

·        Принцип наглядности. 

·        Принцип сознательности и активности.

·        Принцип индивидуального подхода (индивидуализации обучения).

 

Методы реализации проекта:

Способы работы воспитателя, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Выбор методов обучения зависит от:

 1) цели занятия и содержания учебного материала;

2) от возраста детей;

3) от степени подготовленности детей.

1. Наглядные методы:

- наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира.

Виды: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные.

- демонстрация наглядных пособий: рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и диафильмов, слайдов, муляжей, схем и др.

- наглядные приемы (основаны на подражании):

·         показ способов действий; 

·         показ образца.

2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы. 

·          объяснение (пояснение) 

·          рассказ педагога 

·         беседа - основной словесный метод обучения.

По содержанию различают 2 вида бесед: - этические и познавательные.

·          чтение художественной литературы.

Словесные приемы: 

·         вопросы к детям,

·         пояснения,

·         объяснения,

·         педагогическая оценка.

·         Практические методы обучения - упражнение, практические задания.

 

·         Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря им у детей формируются различные умения и навыки.

Типы упражнений:

·         Подражательные;

·         Конструктивные;

·         Творческие - требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми обладает ребенок

·         Экспериментирование рассматриваются как естественная поисковая деятельность ребенка, направлена на познавательный результат.

 

Учет возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста при реализации проекта

 

         Все известно, что дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать. Кажется, их фантазиям нет предела! «Я не Лиза, я Рапунцель» - заявляет девочка. Через минуту обращаешься к ней как к Рапунцель и слышишь: «Нет, я уже не Рапунцель, я фея Винкс». И так постоянно. Ребенок пребывает в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает свои песни и т.п. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, - пишет Н.Н. Поддьяков, - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности».

     В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Правда, многое зависит от того, как эти знания усваиваются - только путем запоминания или образно, зримо, осознано. Хотя воображение малыша значительно беднее воображения взрослого человека, для развивающей личности это богатый «строительный» материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.

     Дети 5 лет активно расширяют собственный запас слов и, что очень важно, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов («Что такое абажур? Это человек, которого обожают?», «И почему она такая горячая - все горюет и горюет?»). Словотворчество , свойственное дошкольнику 5-6 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

     Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.  Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С.Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

     Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

      Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребенку хорошую службу в более старшем возрасте. Ребенок по своей природе оптимистичен и весел. Но к 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А это может быть связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. С первых лет жизни под влиянием взрослых ребенок в процессе игр, посильного труда, учения и творческой деятельности активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности.

 

 

Список литературы

1.      Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1993, № 1.

2.       Михайленко Н., Короткова Н. О воспитателе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1993, № 4.

3.      Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

4.      Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.

5.      Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2009.

6.      Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

7.     Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2000. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с.

8.     Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006. - 46 с.

9.     Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. - № 3. - 2005. - с.41-43.

10.                       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 276с.

11.                       Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2010.

12.                       Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2004. - 193с.

13.                       Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2008. - 21-29; № 5. - 2008. - 3-13.

14.                       Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с.

15.                       Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2010.

16.                       Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

17.                       Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2009.-128 с.

18.                       Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 2008.

19.                       Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду [Текст] / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - Ярославль: Академия развития, 2000.

20.                       Межиева, М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет [Текст] / М.В. Межиева. - Ярославль, 2002.

21.                       Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство - детям [Текст] / Г.Н. Пантелеев, Д.В. Максимов. - М.: Просвещение, 1976.

22.                       Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2002.

23.                       Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников [Текст] / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

24.                       Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»