Введение
В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Какие общечеловеческие ценности вы мне можете назвать? (- добро, мать, родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость).
А.В. Запорожец называл умение понять другого - видом внутренней психической активности ребенка.
Воспитание гуманности как качества личности следует решать по двум взаимосвязанным направлениям:
- воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества;
- создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.
Как вы думаете, какой метод воспитания гуманного отношения в этом возрасте будет ведущим?
Так вот:
1)оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков , внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)
2) создание педагогических ситуаций( н-р, « Как попросить игрушку?)
3) приучение;
4) убеждение;
5) коллективная игра;
6) единые требования;
7) разъяснение;
8) игровые ситуации.
Какие гуманные чувства вы можете назвать? (- доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие). Где, как не в сказках можно это все увидеть?
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
В жизни человека огромную роль играет книга. К сожалению, старые книги ветшают, быстро изнашиваются, приобретаю невзрачный вид.
Данный проект призван подарить новую жизнь книге, продлить срок её службы, привлечь старших дошкольников к чтению книги, научить их бережно обращаться с книгой. Обновить фонд художественной литературы мы не можем по многим причинам. И тут появляется волшебная возможность дать новую жизнь нашим книгам. В связи с этим воспитатель совместно с воспитанниками создали социальный проект «Подари книге – вторую жизнь.
Паспорт проекта
Тема проекта: |
«Библиотека путешествующих книг». |
Вид проекта: |
Краткосрочный, творческий, коллективный
|
Срок реализации проекта: |
29.03.21 – 02.0.21г.
|
Место события: |
МКДОУ детский сад «Лукоморье» Новосибирской области, п . Элитный |
Участники проекта: |
Дети детского сада, родители воспитанников ДОУ. |
Цель проекта:
|
1. Помочь детей в ремонте книг, чтобы дать им вторую жизнь. Объяснить принцип работы библиотеки
2.Развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
3.Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
|
Задачи проекта:
|
1. Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения
2. Включение детей в социально-культурное творчество;
3. Воспитание Человека Читающего;
4. Воспитание бережного отношения к книгам;
5. Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
6. Развитие навыков коллективного взаимодействия
7. Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в жизни;
8. Ремонт книги - как продукт проектной деятельности;
|
Актуальность:
Роль сказок в воспитании детей трудно переоценить. Их нашептывает мама малышу на ушко во время засыпания, с помощью сказочных героев дети познают мир и учатся чему-то новому.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. В сказке ребёнок хорошо видит грань между добром и злом. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Библиотеки - это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социальных институтов, стремящиеся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей.
Поэтому в настоящее время приоритетными становятся педагогические технологии, предполагающие совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающиеся на детскую любознательность, позволяющие реализовать творческий потенциал ребенка.
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
Реализуемые области:
• Познавательная область – формировать представление о библиотеке, о правильном обращении с книгой.
• Художественно – эстетическая область – формировать представление о порядке в книжном уголке.
• Социально – коммуникативная – в процессе общения с педагогом планировать этапы выполнения работы.
Цель проекта:
Познавательная: учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам.
Развивающая: развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге, умение делиться книгой.
Задачи проекта:
· включение детей в социально-культурное творчество;
· воспитание Человека Читающего;
· воспитание бережного отношения к книгам;
· формировать интерес к предстоящей деятельности;
· активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
· развитие навыков коллективного взаимодействия
· приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в жизни;
· Развитие навыков коллективного взаимодействия
· расширить представления детей о книге;
· развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
· обучать приемам ручного труда, обращать внимание на необходимость соблюдения определенной последовательности, использовать зрительные модели;
· оценивать результаты и их значимость.
Участники проекта:
Воспитатель, воспитанники МБДОУ детский сад «Лукоморье»
Время проведения проекта: 29.03.2021- 02.04.2021
Условия реализации проекта:
1. Проект рассчитан на сотрудничество для популяризации чтения и книги. Также, при работе над проектом мы учитывали, что дошкольник, в силу возрастных особенностей, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому воспитатель выступает в роли координатора, направляя работу, организует отдельные этапы проекта.
2. Роль воспитателя – инициатор, разработчик и навигатор проекта.
3. Дети, занимающиеся в ДОУ должны обладать необходимыми навыками работы с бумагой и картоном, ножницами.
4. Дети должны научиться делиться книгами
5. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
детские потрепанные книги и журналы, клей, полоски бумаги, кисточки для клея, салфетки, ножницы, карандаш, фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, интернет.
Методы работы:
- показ приемов,
- вопросы,
- сюрпризный момент,
- обращение к детям,
- рефлексия.
Предварительная работа:
Экскурсия детей в виртуальную библиотеку, знакомство с тем, как хранятся книги, как долго «живут» книги, как за ними ухаживают и берегут их. Фото (приложение 1)
Планируемые результаты:
· Выставка отремонтированных книг. Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Подари книге - вторую жизнь».
· Расширение круга чтения дошкольников. Бережное обращение с книгой у детей.
Этапы и сроки проведения проекта
Этапы проекта |
Описание |
Сроки проведения |
1. Подготовительный этап |
1.Формирование проблемы.
2.Выбор названия проекта.
3.Обсуждение этапов работы над проектом. |
26.03.2021 |
2. Основной этап
|
Реализация проекта рассуждение:
«Структура книги»,
«Как работать с книгой»
«Правила обращения с книгой?»
Как подарить книги новую жизнь
Принцип работы библиотеки |
29.03.2021 |
3.Практический этап. |
1.Изготовление закладки, ремонт книг.
2.Возвращение отремонтированных книг на полку.
|
30.03.2021-02.04.2021 |
4.Аналитический этап. |
1.Рефлексия.
2.Анализ деятельности. 3.Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.
|
02.04.2021 |
5.Заключительный этап.
|
1.Подготовка презентации. 2.Представление результатов. 3.Представление продукта, обсуждение результатов, подведение итогов проекта.
|
03.04. 2021 |
1. Подготовительный (аналитический)
· Обсуждение проблемы на занятии ООД, дети обратили внимание на то, что некоторые книги, которые они берут требуют реставрации. Возник вопрос: кто должен ремонтировать книги, как продлить им жизнь. Так возникла идея - помочь в ремонте книг, чтобы дать им вторую жизнь.
· В ходе различных бесед, выявили, какие книги есть у ребёнка дома, с какой книгой он может поделиться
· Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
· Разработали план мероприятий для реализации проекта.
2. Основной этап.
· посещение библиотеки.
· Подготовка необходимых книг для реставрации.
· подготовка материала для ремонта книг.
· рассуждения «Структура книги» и «Как работать с книгой».
3.Практический этап:
· вспомним правила техники безопасности с ножницами. (приложение 2)
· изготовление закладки.
· реставрация книг.
Ход занятия (приложение 3)
4.Аналитический этап.
· Рефлексия. Анализ деятельности.
· Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.
5.Заключительный этап.
· Представили свой проект и результаты его реализации.
· Работа была одобрена.
6.Реализация проекта.
· В ходе реализации проекта - отремонтировано 12 книг, которые возвращены на полку.
· проведены беседы «Берегите книги».
Результаты:
· углубили свои знания о том, как создаётся книга, узнали о профессиях библиотекаря, библиографа, книгоиздателя;
· приобрели навыки ремонта книг;
· научились взаимодействовать в команде;
· почувствовали важность своей деятельности.
Степень участия каждого ребёнка определялась уровнем активности и самостоятельности при решении проблем.
Рефлексия / Осмысление и оценивание результатов работы/
Деятельность по реализации проекта была направлена на позитивную социализацию ребенка. Для учащихся создавались ситуации, в которых они могли проявлять свои способности, были не только исполнителями, но и генераторами идей, которые воплотились в проекте.
В ходе реализации проекта планируется наблюдать за личностным ростом детей, где повышается ответственность за порученное дело. Ребята с большим удовольствием включаются в проект.
Перспективы на будущее:
продолжать работать над проектом и подготовить материал для реализации в группах младшего дошкольного возраста.
Вывод
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А книги, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Данный проект призван подарить новую жизнь книге, продлил срок её службы, научил дошкольников бережно обращаться с книгой. Воспитатель совместно с воспитанниками создали проект «Подари книге – вторую жизнь.
Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Подари книге - вторую жизнь».