Проект

 

Введение

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Какие общечеловеческие ценности вы мне можете назвать?  (- добро, мать, родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость).

А.В. Запорожец называл умение понять другого - видом внутренней психической активности ребенка.

Воспитание гуманности как качества личности следует решать по двум взаимосвязанным направлениям:

- воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества;

- создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

          Как вы думаете, какой метод воспитания гуманного отношения в этом возрасте будет ведущим?

Так вот:

1)оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков , внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)

2) создание педагогических ситуаций( н-р, « Как попросить игрушку?)

3) приучение;

4) убеждение;

5) коллективная игра;

6) единые требования;

7) разъяснение;

8) игровые ситуации.

Какие гуманные чувства вы можете назвать? (-  доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие). Где, как не в сказках можно это все увидеть?

      Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

      В жизни человека огромную роль играет книга. К сожалению, старые книги ветшают, быстро изнашиваются, приобретаю невзрачный  вид. 

     Данный проект призван подарить новую жизнь книге, продлить срок её службы, привлечь старших дошкольников к чтению книги, научить их бережно обращаться с книгой. Обновить фонд художественной литературы мы не можем по многим причинам. И тут появляется волшебная возможность дать новую жизнь нашим книгам. В связи с этим воспитатель совместно с  воспитанниками создали  социальный проект «Подари книге – вторую жизнь.

 

Паспорт проекта

Тема проекта:

«Библиотека путешествующих книг».

Вид проекта:

Краткосрочный, творческий, коллективный

 

Срок реализации проекта:

29.03.21 – 02.0.21г.

 

Место события:

МКДОУ детский сад «Лукоморье» Новосибирской области, п . Элитный

Участники проекта:

Дети детского сада, родители воспитанников ДОУ.

Цель проекта:

 

1.  Помочь детей в ремонте книг, чтобы дать им вторую жизнь. Объяснить принцип работы библиотеки

2.Развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы.

3.Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

 

Задачи проекта:

 

1.     Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения

2.     Включение детей в социально-культурное творчество;

3.     Воспитание Человека Читающего;

4.     Воспитание бережного отношения к книгам; 

5.     Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.

6.     Развитие навыков коллективного взаимодействия

7.     Приобретение обучающимися знаний,  умений и навыков, которые пригодятся им в жизни;

8.     Ремонт книги - как продукт проектной деятельности;

 

Актуальность:

Роль сказок в воспитании детей трудно переоценить. Их нашептывает мама малышу на ушко во время засыпания, с помощью сказочных героев дети познают мир и учатся чему-то новому.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. В сказке ребёнок хорошо видит грань между добром и злом. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

         Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал.

        Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается   новый замечательный, чудесный мир.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  стало взаимодействие с библиотекой.

            Библиотеки  - это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социальных институтов, стремящиеся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей.

          Поэтому в настоящее время приоритетными становятся педагогические технологии, предполагающие совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающиеся на детскую любознательность, позволяющие реализовать творческий потенциал ребенка.

Вид проекта: краткосрочный, творческий.

 

Реализуемые области:

• Познавательная область – формировать представление о библиотеке, о правильном обращении с книгой.

• Художественно – эстетическая область – формировать представление о порядке в книжном уголке.

• Социально – коммуникативная – в процессе общения с педагогом планировать этапы выполнения работы.

 

Цель проекта:

Познавательная: учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам.

Развивающая: развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге, умение делиться книгой.

 

Задачи проекта:

·        включение детей в социально-культурное творчество;

·        воспитание Человека Читающего;

·        воспитание бережного отношения к книгам; 

·        формировать интерес к предстоящей деятельности;

·        активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.

·        развитие навыков коллективного взаимодействия

·        приобретение обучающимися знаний,  умений и навыков, которые пригодятся им в жизни;

·        Развитие навыков коллективного взаимодействия

·        расширить представления детей о книге;

·        развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

·        обучать приемам ручного труда, обращать внимание на необходимость соблюдения определенной последовательности, использовать зрительные модели;

·        оценивать результаты и их значимость.

 

Участники проекта:

Воспитатель, воспитанники МБДОУ детский сад «Лукоморье»

 

Время проведения проекта: 29.03.2021-  02.04.2021

 

 

Условия реализации проекта:

 

1.     Проект рассчитан  на сотрудничество для популяризации чтения и книги.    Также, при работе над проектом  мы учитывали, что дошкольник, в силу возрастных особенностей, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому воспитатель выступает в роли координатора, направляя работу, организует отдельные этапы проекта.

2.     Роль воспитателя – инициатор, разработчик и навигатор проекта.

3.     Дети, занимающиеся в ДОУ должны обладать необходимыми навыками работы с бумагой и картоном, ножницами.

4.     Дети должны научиться делиться книгами

5.     Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

детские потрепанные книги и журналы,  клей, полоски бумаги, кисточки для клея, салфетки, ножницы, карандаш,  фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер,  интернет.

 

 

Методы работы:

         -  показ приемов,

         - вопросы,

         - сюрпризный момент,

         -  обращение к детям,

         - рефлексия.

 

Предварительная работа:

Экскурсия детей в виртуальную  библиотеку, знакомство с тем, как хранятся книги, как долго «живут» книги, как за ними ухаживают и берегут их. Фото (приложение 1)

 

Планируемые  результаты:

·        Выставка отремонтированных книг.  Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Подари книге -  вторую жизнь».

·        Расширение круга чтения дошкольников. Бережное обращение с книгой у детей.

Этапы и сроки проведения проекта

 

Этапы проекта

Описание

Сроки проведения

1. Подготовительный этап

1.Формирование проблемы.

2.Выбор названия проекта.

3.Обсуждение этапов работы над проектом.

26.03.2021

2. Основной этап

 

Реализация проекта рассуждение:

 «Структура книги»,

 «Как работать с книгой»

«Правила обращения с книгой

Как подарить книги новую жизнь

Принцип работы библиотеки

29.03.2021

3.Практический этап.

1.Изготовление закладки, ремонт книг.

2.Возвращение отремонтированных  книг на  полку.

 

30.03.2021-02.04.2021

4.Аналитический этап.

1.Рефлексия.

2.Анализ деятельности. 3.Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

 

02.04.2021

5.Заключительный этап.

 

1.Подготовка презентации. 2.Представление результатов. 3.Представление продукта, обсуждение результатов, подведение итогов проекта.

 

03.04. 2021

 

 

1.     Подготовительный (аналитический)

·        Обсуждение проблемы на занятии ООД, дети обратили внимание на то, что некоторые книги, которые они берут  требуют реставрации. Возник вопрос: кто должен ремонтировать книги, как продлить им жизнь. Так возникла идея - помочь  в ремонте книг, чтобы дать им вторую жизнь.

·        В ходе различных бесед, выявили, какие книги есть у ребёнка дома, с какой книгой он может поделиться

·        Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

·        Разработали план мероприятий для реализации проекта.

 

2.     Основной этап.

·        посещение библиотеки.

·        Подготовка  необходимых книг для реставрации.

·        подготовка материала для ремонта книг.

·        рассуждения  «Структура книги» и «Как работать с книгой».

       

3.Практический этап:

·        вспомним правила техники безопасности с ножницами. (приложение 2)

·        изготовление закладки.

·         реставрация книг.

Ход занятия (приложение 3)

 

4.Аналитический этап.

·        Рефлексия. Анализ деятельности.

·        Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.   

5.Заключительный этап.

·        Представили свой проект и результаты его реализации.

·         Работа была одобрена.

 

6.Реализация проекта.

·        В ходе реализации проекта - отремонтировано 12 книг, которые возвращены на полку.

·        проведены беседы «Берегите книги».

 

Результаты:

·        углубили свои знания о том, как создаётся книга, узнали о профессиях библиотекаря, библиографа, книгоиздателя;

·        приобрели навыки  ремонта книг;

·        научились взаимодействовать в команде;

·        почувствовали важность своей деятельности.

        Степень участия каждого ребёнка определялась уровнем активности и самостоятельности при решении проблем.

 

Рефлексия / Осмысление и оценивание результатов работы/

           Деятельность по реализации проекта была направлена на позитивную социализацию ребенка. Для учащихся создавались ситуации, в которых они могли проявлять свои способности, были не только исполнителями, но и генераторами идей, которые воплотились в проекте.

      В ходе реализации проекта планируется наблюдать за  личностным ростом детей, где повышается  ответственность за порученное дело. Ребята с большим удовольствием включаются в проект.

 

 

 

Перспективы на будущее:

продолжать работать над проектом и подготовить материал для реализации в группах младшего дошкольного возраста.

 

Вывод

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А книги, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

     Данный проект призван подарить новую жизнь книге, продлил срок её службы, научил дошкольников бережно обращаться с книгой. Воспитатель совместно с  воспитанниками создали  проект «Подари книге – вторую жизнь.

Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Подари книге -  вторую жизнь».

 
Дата последнего обновления страницы 31.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»